Задачи по педиатрии на тему бронхиальная астма

Содержание

Истории болезни по терапии и педиатрии бронхиальная астма смешанного генеза

Задачи по педиатрии на тему бронхиальная астма

История болезни: бронхиальная астма. Диагноз этот для большинства людей звучит как приговор. Количество умерших от астматических приступов в мире с каждым годом только растет. Болеют дети, болеют взрослые. Астма может сильно изменить жизнь больного.

ВАЖНО ЗНАТЬ! Гадалка баба Нина: «Денег всегда будет в избытке, если под подушку положить…» Читать подробнее >>

Бронхиальная астма

Астма — воспалительное заболевание верхних дыхательных путей, имеющее хроническое течение.

Зачастую астма имеет скрытое течение, проявляя себя на начальных этапах редкими рецидивами, учащающимися с возрастом и прогрессированием болезни.

Различают астму бронхиальную и астму, вызванную сердечной недостаточностью. Наиболее склонны к астме дети раннего возраста. Случаи проявления астмы нередки и для взрослых.

В современном мире при постоянно ухудшающейся экологической обстановке, сильном загрязнении воздушных масс, питьевой воды, стрессовых факторах, низком качестве пищевых продуктов человек оказывается просто беззащитным младенцем, мало что способным изменить.

Большинство психологов настаивают на небезосновательной теории возникновения астмы. Считается, что от астмы страдают люди, которые не могут высказаться, вынуждены замалчивать свое мнение на негативную информацию, поступающую в поле их зрения, сдерживают ответные реакции. Эта теория очень близка по своей сути к обоснованиям З.Фрейда. Астму принято считать психосоматической болезнью.

Особенности симптоматики

Симптомы бронхиальной астмы не всегда четко обозначены, часто болезнь протекает скрыто, но все же некоторые характерные признаки этого недуга отследить можно:

  • одышкаа;
  • частые сердцебиения;
  • нарушения сердечного ритма;
  • кашель без причины;
  • ночные приступы удушья;
  • вазомоторный ринит;
  • свистящие хрипы на выдохе;
  • усиленное потоотделение;
  • слабость дыхания;
  • сухой кашель без отделения мокроты;
  • кашель после физических нагрузок;
  • кашель на холоде.

Особенно внимательно нужно отнестись к первым признакам зарождения астмы у детей. Часто бронхит может спровоцировать первые приступы астмы.

В последнее время встречается астма смешанного генеза. Преобладает она у взрослых. Это нехарактерное течение болезни в сравнении с ее классическим течением. При таком типе астмы раздражителями могут быть как аллергены, так и инфекции, попадающие на слизистую дыхательных путей. Конечно, в дополнение к факторам воздействия нельзя исключать расстройства нервной системы.

Аллергическая форма

Около 80% всех астматических приступов протекают на фоне аллергических реакций. Аллергическая форма свойственна и детям, и взрослым. Астму аллергического характера провоцируют патогенные микроорганизмы, находящиеся в воздушных массах, на поверхностях предметов быта, на стенах сырых помещений.

Рецидивы возникают спонтанно, как только начинается действие аллергена. Пик обострения болезни приходится на весенний период массового цветения растений и активизации большого количества насекомых, длится все лето и начало осени. «Передышку» такие пациенты получают только в зимний период.

Идет болезнь по классическому типу: аллерген, попавший на слизистую верхних дыхательных путей, вызывает воспаление. У больного затрудняется дыхание, появляется одышкаа, переходящая со временем в сильные приступы удушья.

Факторов, вызвавших астму аллергической формы, множество, наиболее распространенные перечислим здесь:

  • пыльца цветущих растений;
  • споры грибов;
  • книжная пыль;
  • грунт комнатных растений;
  • продукты жизнедеятельности насекомых;
  • косметические средства;
  • шерсть животных;
  • лекарственные препараты;
  • напольные и настенные покрытия;
  • табачный дым.

При первых подозрениях на астму необходима немедленная помощь специалиста, чтобы грамотно остановить действие аллергена и постараться минимальными потерями для здоровья избежать острой фазы болезни.

Степени тяжести патологии

История болезни по терапии: бронхиальная астма, смешанная форма, средней степени тяжести. Классический диагноз среднестатистического жителя нашего пояса. Это основная и самая распространенная форма заболевания.

В группе риска с диагнозом бронхиальная астма, смешанная форма, средней степени тяжести находятся жители мегаполисов, работники тяжелой промышленности, производственники, выезжающие на загрязненные объекты, работники компьютерных офисов, вынужденно ограничивающие свои двигательные функции в силу сидячей работы.

Бронхиальная астма, смешанная форма, средней степени тяжести определяются клинической картиной болезни. Врачу важно знать для постановки окончательного диагноза количество ежедневных приступов, особенно ночных, аллергены, вызвавшие рецидив, общее состояние больного.

Бронхиальная астма, смешанная форма, средней степени тяжести характеризуется нечастыми приступами — не более 6 раз в сутки, одышкаой при незначительных физических нагрузках, небольшими сбоями сердечного ритма, периодическим кашлем с отхождением небольших объемов мокроты. Это такое состояние, при котором врач может допустить ошибку при постановке окончательного диагноза ввиду скудной симптоматики, приняв его за бронхит.

Бронхиальная астма, смешанная форма, тяжелое течение не может не обратить на себя внимание больного. Приступы удушья нарастают с каждым днем, нарушая сердечный ритм и приводя к постоянной одышкае, застойным явлениям в бронхах.

Больной по ночам испытывает постоянные приступы удушья, усиленное потоотделение, сердцебиение. Верхние дыхательные пути отечны и гиперемированы, наблюдаются частые спазмы бронхов. Такое состояние способно вызвать отек легких и даже смертельный исход.

Некоторых больных вынужденно переводят в палаты интенсивной терапии и периодически подают кислородную подушку для облегчения дыхания.

Нюансы детского возраста

История болезни по педиатрии: бронхиальная астма. Все чаще такая хроническая картина коварной болезни дает о себе знать в довольно юном возрасте.

В педиатрию бронхиальная астма пришло всерьез и надолго в начале 80-х годов ХХ века. А на сегодняшний день дети составляют больший процент от общего количества болеющих бронхиальной астмой людей на планете.

Многие врачи склонны считать, что заболеванию предшествует вскармливание младенцев синтетическим молоком, потребление родителями в пищу до и в период зачатия ребенка генномодифицированных продуктов, консервантов, красителей, синтетических продуктов.

Опасно также курение, употребление спиртных напитков, особенно в период вынашивания эмбриона. Немаловажную негативную роль играют стрессовые ситуации, в которых беременная женщина оказывается чуть ли не ежедневно. Не стоит думать, что, оградив себя от стрессов, можно избежать нежелательных воздействий на плод.

Если женщина терпит и молчит, не принимая участия в конфликте, то такое состояние переживания стресса еще опаснее для нее самой и эмбриона. Накапливающаяся отрицательная энергия, не находя выхода эмоциям в моменты подавления и как будто ухода от конфликта, поражает нервную систему и матери и младенца одновременно.

Большой вклад в педиатрию по бронхиальной астме внесли австралийские ученые, сделав открытие, которое поможет бороться с детской астмой по всему миру. Они обнаружили две генетические мутации, приводящие к астме в раннем возрасте. Помимо бронхиальной астмы, мутирующие гены приводят еще и к ревматоидному артриту. Это настоящий прорыв в медицине XXI столетия!

Лечение и тактика ведения пациента

Бронхиальную астму лечить тяжело, ведь болезнь постоянно рецидивирует, «совершенствуется», «прячется», вызывает осложнения в работе других органов и систем. Но все же медицина не стоит на месте. На сегодняшний день сильные гормональные препараты некоторые пульмонологи назначают весьма индивидуально и не каждому больному, как это было принято в советское время.

Врач ищет индивидуальный подход к каждому больному. Весьма эффективна лечебная физкультура с согласованным типом физических нагрузок под наблюдением специалистов.

Перечислим препараты, сдерживающие приступы бронхиальной астмы, которые являются наиболее доступными и эффективными:

  • Вентолин, аэрозоль для ингаляций;
  • Интал, аэрозоль для ингаляций;
  • Айронил, таблеточная форма;
  • Сальгим, раствор для инъекций, таблеточная форма;
  • Беродуал, аэрозоль для ингаляций;
  • Бенакорт, раствор для ингаляций.

Лечение заболевания не обходится без ингаляционных глюкокортикоидов, так как они способны влиять на многие звенья патогенеза бронхиальной астмы.

Ингаляционные глюкокортикоиды обладают выраженным иммуносупрессивным и противовоспалительным эффектом.

Они также оказывают суживающее действие на сосуды слизистой оболочки дыхательных путей, снимают ее отек, значительно уменьшают выработку в бронхах слизи.

Самыми эффективными являются следующие препараты данной группы:

  • Флунизолид;
  • Буседонид;
  • Беклометазона дипропионат.

Прекрасно себя зарекомендовала народная медицина в борьбе с бронхиальной астмой. Каждый в состоянии купить себе ингалятор и хотя бы раз в день делать 15-минутные ингаляции с добавлением эфирных масел чайного дерева, пихты, эвкалипта, перечной мяты, можжевельника, кедра, облепихи.

Важно принимать витаминные комплексы, продукты, богатые микроэлементами.

Загрузка…

Источник: https://MedBoli.ru/dyhatelnaya-sistema/patologiya-dyhatelnyh-putej/istorii-bolezni-po-terapii-i-pediatrii-bronhialnaya-astma-smeshannogo-geneza

Ситуационные задачи по бронхиальной астме с ответами

Задачи по педиатрии на тему бронхиальная астма

Важной задачей для будущего или начинающего врача является совершенствование такого навыка, как быстрое и самостоятельное принятие решений. Это еще называют — «врачебное клиническое мышление».

Ситуационная задача по бронхиальной астме в ходе обучения либо контроля полученных знаний очень помогает развитию данной способности.

Также, значительно облегчает дальнейшую врачебную практику с астматиками.

Вызов специалистов неотложной медицинской помощи на дом. Мужчина, 31 год, жалуется на внезапный сильный приступ нестабильного дыхания. Во время приезда бригады скорой помощи больной сидит на диване, руками опирается на его край, тяжело дышит. Кожа бледная и влажная. Носовое дыхание затрудненное. Живот мягкий, печень и селезенка в норме.

Собранный анамнез: аналогичные приступы у больного наблюдались и прежде, очень редко и намного слабее. Настоящий приступ проявился неожиданно.

Видимо из-за того, что в помещении идет ремонт, присутствуют сильные запахи краски и других ремонтных материалов. При осмотре зафиксировано ослабленное легочное дыхание, ЧДД — 26 в мин. На расстоянии слышны сухие хрипы.

Сердечные тоны ясные, ЧСС — 92 за 1 мин. АД — в норме (120/75). Пациент не отечный. Ранее диагноз «бронхиальная астма» не ставился.

Ответы к поставленной ситуационной задаче:

  • атопическая бронхиальная астма, наблюдается острое течение заболевания;
  • по анамнезу следует конкретизировать эффект элиминации и признаки атопии. Купировать данную атаку. Далее необходимо назначить консультацию у аллерголога, провести соответствующее обследование и назначить лечение по результатам обследования;
  • лечение пациента — небулайзерное, с b2-агонистами. Может быть назначен пульмикорт, беродуал, беротек. Дополнительно гормональные препараты внутривенно (в зависимости от тяжести и длительности приступа), например, преднизолон от 90 до 120 мг.

Ситуационная задача №2

Пациентка, 32 года. Жалобы на ночные и утренние атаки удушья. Предварительно можно говорить об эффекте бытовой элиминации. Приступы наблюдаются около 2 лет.

По рассказу пациентки в семье имеются прямые родственники с диагнозом «бронхиальная астма».

Около 1 года назад пациентке было рекомендовано пройти аллергологическое обследование, в ходе которого была выявлена аллергическая реакция на перья постельных принадлежностей и домашнюю пыль.

После лечения и замены подушки атаки удушья ушли. Повторные приступы начали появляться после перенесенного ОРВИ. Во время аускультации были выявлены сухие хрипы в легких.

Врачом рекомендовано прохождение в аллергическом отделении специфической гипосенсибилизации аллергеном из домашней пыли в сочетании с бронхолитиками.

Во время следующего визита через 3 дня пациентка жаловалась на ухудшение самочувствия, приступы удушья стали более затяжными и тяжелыми.

1. Необходимо озвучить диагноз.

2. Выявить и объяснить причины обострения ситуации.

Ответы к задаче:

  • астма по атопическому варианту, в пользу которого говорит аллергическая реакция на домашнюю пыль и перо птицы. Период обострения;
  • так, как специфическая гипосенсибилизация проводилась во время обострения бронхиальной астмы, то вполне закономерно проявилась общая реакция организма на аллерген (отек, покраснение и чувствительность эпидермиса, крапивница, ринит, удушье).

Ситуационная задача №3

Пациент — мужчина 35 лет. Находится в стационаре, жалуется на сильные и длительные атаки удушья, которые сопровождаются влажным кашлем со слизью. Согласно анамнезу пациент несколько лет назад перенес гнойно-обструктивный бронхит, после которого периодически стали проявляться моменты нехватки воздуха. Эффекта бытовой элиминации, со слов пациента, нет.

Данное ухудшение начало проявляться около 2 недель назад. На расстоянии в легких слышен грубый хрип, дыхание свистящее. Были назначены лекарственные препараты для купирования острого приступа. Далее назначено аллергологическое обследование, в ходе которого была выявлена положительная внутрикожная проба со стафилококком (+++).

1. Необходимо дать клинический диагноз.

Ответ к задаче:

  • данный случай бронхиальной астмы относится к эндогенному варианту, то есть аллергическая реакция на стафилококк. Средний показатель тяжести, период — обострение. Также наблюдаются признаки гнойно-обструктивного бронхита, течение болезни — хроническое.

Ситуационная задача №4

Пациентка в течение многих лет мучается от приступов бронхиальной астмы. Течение болезни последние 3 года носило тяжелый характер, женщина жаловалась на частые ухудшения самочувствия.

2 года назад лечащим врачом был назначен преднизолон (10 мг в сутки). Лечение оказалось положительным, поэтому пациентка самостоятельно отменила прием лекарства.

Через 2 недели после того, как медикамент был

отменен, пациентка почувствовала сильную нехватку воздуха и вызвала неотложную помощь.

Положительного эффекта, оказанная бригадой, помощь не дала, поэтому больная была помещена в стационар с предварительным диагнозом «бронхиальная астма». В отделение поступила в тяжелом состоянии. При аускультации в легких были зафиксированы сухие хрипы, дыхание наблюдается по всем полям, мокрота не выделяется. АД — выше нормы 150/105, ЧСС — 120 в мин. Кожа влажная.

1. Необходимо озвучить диагноз, провести оценку состояния пациентки.

2. Следует найти причины обострения самочувствия.

Ответы к задаче:

  • стероидозависимая форма заболевания. Показатель тяжести — тяжелый, период обострения. Астматическое состояние оценивается по первой степени;
  • самостоятельная отмена назначенных лекарств.

Ситуационная задача №5

Пациент, 25 лет. Жалуется на периодические атаки экспираторной (затруднен выдох) нехватки воздуха, кашель, свист и хрипы в области легких. Такие приступы наблюдаются в течение 2 лет. Чаще всего проявлялись в ночное время, проходили самостоятельно без применения лекарств.

Курит, осенью и весной страдает от вазомоторного ринита. В семье бронхиальная астма диагностирована по материнской линии. Было проведено рентгенологическое исследование легких между приступами — значительных нарушений зафиксировано не было. Результаты анализа крови — эозинофилы 6%.

1. Назвать вид бронхиальной астмы.

2. Возможная профилактическая терапия.

3. Обосновать перечень рекомендованных препаратов при остром течении заболевания.

4. Патофизиология приступов бронхиальной астмы.

5. Решение проблемы трудоспособности пациента.

Ответы к задаче:

  • имеет место аллергический или атопический вид бронхиальной астмы. Основание — семейная предрасположенность, наличие аллергических реакций (сезонный насморк, наличие эозинофилов в крови);
  • курение должно быть отменено, назначены ингаляции Кромогексала, стафен внутрь;
  • ингаляционная терапия бета2-агонистами: пульмикортом, будесонидом. Если нет эффекта — повторные ингаляции каждые 15 мин в течение часа, перднизолон 90-120 мг внутривенно. Можно бета2-агонисты заменить на атровент или травентол, потому что приступы чаще всего происходят ночью;
  • происходит обструкция бронхов, причем распространенная;
  • обычная работоспособность.

Ситуационная задачка №6

Пациент, 43 года. Диагноз «бронхиальная астма» поставлен 5 лет назад. Состояния нестабильного дыхания отмечаются практически через день, ночные атаки бывают от 1 до 2 раз в неделю. Использует сальбутамолом, который улучшает самочувствие.

1. Обосновать главные этиологические причины астмы.

2. Сформулировать главные составляющие части патогенеза бронхиальной астмы.

3. Выявить показатель тяжести болезни согласно имеющимся показаниям.

4. Какое значение ОФВ1 соответствует данному показателю тяжести?

5. Необходимо оценить достаточность лечения. Что можно еще добавить к лечению?

Ответы к ситуационной задаче:

  • ярко выраженная генетическая склонность, также в окружении имеются аллергические вещества или компоненты;
  • контакт с аллергеном и сенсибилизация, аллергическая реакция (чаще 1 типа), дегрануляция тучных клеток и выход биологически-активных, отек, инфильтрация, гиперсекреция, блокада бета2-рецепторов, спазм бронхов;
  • показатель тяжести заболевания — средняя;
  • ОФВ1 (объем форсированного выдоха) от 65% до 85% от нормального уровня, диапазон показателей в течение суток от 25 до 35%;
  • лечение при данном виде бронхиальной астмы не является достаточным, в назначения следует добавить ингаляционные стабилизаторы мембран тучных клеток или кортикостероиды.

Источник: https://bronhial.ru/vse-pro-astmu/situacionnye-zadachi-po-bronxialnoj-astme-s-otvetami.html

Бронхиальная астма (педиатрия)

Задачи по педиатрии на тему бронхиальная астма

содержание   ..  10  11  12  13  14  ..

 

Бронхиальная астма – хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, с участием многих клеток и клеточных элементов, сопровождающееся усилением гиперреактивности дыхательных путей, приводящее к повторным эпизодам свистящих хрипов, одышке, чувству стеснения в груди и кашлю, особенно ночью и ранним утром. Эти эпизоды обычно связаны с распространенной, но изменяющейся по своей выраженности, бронхиальной обструкцией, которая часто является обратимой либо спонтанно, либо под влиянием лечения.

Частота

Симптомы астмы при использовании анкетного метода выявляются в разных регионах мира у 10–20% опрашиваемых детей 7 и 14 лет. В России при сплошном клинико-функциональном исследовании астма выявляется у 2,5–3% детей всех возрастов, однако на диспансерном учете с астмой состоит всего 1–2%, в Гродненской области – около 4%.

Плохая диагностика касается, в основном, больных с легкой формой, которые составляют 70% всех детей с астмой; 2025% больных имеют среднетяжелую и 5–8% – тяжелую формы. В структуре хронических и рецидивирующих бронхолегочных болезней у детей астма занимает до 50–60%.

Предрасполагающими факторами являются атопия (способность к выработке повышенного количества IgE в ответ на воздействие аллергена) и бронхиальная гиперреактивность (БГР), повышающие риск развития астмы в 2–3 раза. Эти факторы контролируются генами, расположенными близко друг к другу на длинном плече хромосомы 5, так что их сочетанное наследование наблюдается часто.

Ряд других генов, в том числе кодирующих β-адренорецепторы, расположены в том же сегменте 5 хромосомы. Астма несколько чаще встречается у мальчиков в дошкольном возрасте, позже частота среди обоих полов выравнивается.

На концентрацию аллергенов влияет климат (влажность увеличивает обилие спор плесневых грибов, а в высокогорье и на Крайнем Севере мало пыльцы). Играет роль степень индустриального загрязнения воздуха, наличие в воздухе химических аллергенов (никель, хром, формальдегид и др.

), жилищные условия (вентиляция, печное отопление, наличие ковров, мягкой мебели, животных, аэрополлютантов). Важнейшую роль играет пассивное курение. Роль перинатальной патологии сводится, по-видимому, к повышению БГР у детей, особенно недоношенных, перенесших заболевания легких.

Профессиональные вредности во время беременности, как и ее патология, нарушая фетоплацентарный барьер, могут способствовать сенсибилизации плода. Однако указания на патологию беременности и родов в анамнезе больных астмой фигурируют не намного чаще (относительный риск менее 2,0), чем у детей с другими заболеваниями и у здоровых.

Нерациональное питание является важным фактором аллергизации; доказана протективная роль грудного вскармливания.

У детей первого года причинными чаще являются лекарственные и пищевые аллергены, в возрасте 1–5 лет – бытовые аллергены; с 3–4 лет возрастает роль пыльцевой сенсибилизации. Из бытовых аллергенов ведущими являются клещи Dermatophagoides pteronissimus, D. farinae, D.

microceras, Euroglyphus mainei, составляющие основную часть домашней пыли (до 90% положительных кожных проб у детей 1–3 лет).

Клещи размножаются в мягкой мебели и коврах при температуре 22–26°С, при меньшей температуре они размножаются в матрацах, согреваемых спящим ребенком.

Эпидермальные аллергены, слюна кошек, собак, хомяков, шерсть, перо, хитин и экскременты тараканов, сухой рыбий корм (дафнии) – частые причинные аллергены. В сырых помещениях круглогодично имеются споры грибов Aspergillus, Мисог, споры Cladosporium и Alternaria попадают в воздух с марта по ноябрь.

Пыльцевая сенсибилизация при астме нередка. Сезон цветения деревьев (ольха, береза, лещина, ива, дуб, каштан, тополь) приходится в средней полосе на конец марта – май. Летом поллиноз связан с пыльцой злаковых (тимофеевка, ежа, костер, овсяница, пшеница, рожь), в августе-сентябре – с амброзией, лебедой, крапивой, полынью. Более чем у половины больных сенсибилизация поливалентна.

Сенсибилизируют и лекарства (прежде всего пенициллин, витаминные препараты) – во время лечения, из окружающей среды (при производстве) или из продуктов животноводства. Аспирин и другие НПВС могут вызывать приступы «аспириновой» астмы, что связано не с сенсибилизацией, а с нарушением синтеза простагландинов.

В качестве факторов, способствующих развитию астмы, могут выступать такие поллютанты, как хром и никель, бактериальные и вирусные инфекции, особенно РС-вирусная, повышающая уровень IgE и степень БГР. Есть данные о большей частоте астмы у носителей HBsAg.

Пусковая (триггерная) роль, прежде всего ОРВИ, общеизвестна, это относится и к Ск pneumoniae («астма позднего начала» у подростков), и к микоплазме, но причинная роль инфекции в развитии астмы строго не доказана. У многих больных астмой находят желудочно- пищеводный рефлюкс.

Частыми триггерами приступа являются табачный дым, промышленные выбросы. У метеопатов приступ может развиться при прохождении атмосферных фронтов, перед грозой, при сильных ветрах, резком падении температуры.

Частым фактором, вызывающим бронхоспазм и приступы удушья, является физическая нагрузка, во время которой на фоне гипервентиляции изменяется секреция слизи и реактивность бронхов. Обычно речь идет о субмаксимальной нагрузке длительностью 3–5 мин., но у нетренированного больного и меньшее напряжение способно вызвать приступ.

Вызвать приступ может психологический стресс; при большой зависимости ребенка от матери приступы наблюдаются чаще.

Классификация астмы как болезни

Выделяют аллергическую и неаллергическую астму, у детей чаще наблюдается аллергическая форма. Типичными клиническими проявлениями астмы являются приступы удушья, астматический статус.

Бронхиальная астма делится на легкую, среднетяжелую и тяжелую; если у больного отдельные признаки относятся к разной степени тяжести, она оценивается по максимальному признаку. Различают периоды обострения и ремиссии.

Клиника астмы зависит и от характера сенсибилизации – частые приступы характерны для реагирующих на домашнюю пыль (клеща), сезонность – для пыльцовой (цветение) и некоторых форм грибковой астмы. Пищевая аллергия (к рыбе, цитрусовым, яйцам, коровьему молоку) часто сопутствует сенсибилизации к домашней пыли.

Таблица 44 – Классификация бронхиальной астмы у детей по степени тяжести

ПризнакиЛегкаяСреднетяжелаяТяжелаяинтермиттирующаяперсистирующая
Частота приступов3–4 раза в год1–3 раза в мес.Более 1 раза в нед.Несколько раз в неделю или ежедневно
Характер приступаЭпизодические, исчезают спонтанно или после однократного приема бронхолитика короткого действияСреднетяжелый, с нарушениями ФВД, требуют назначения бронхолитиковТяжелый или астматическое состояние
Ночные приступыОтсутствуютОтсутствуют или редкиеРегулярноЕжедневно, по несколько раз, нарушения сна
Переносимость физ. нагрузокНарушенаОграниченнаяЗначительно снижена
ОФВ1 и ПСВ (% от должной)80% и более70–80% и более60–80%Менее 60%
Суточные колебания ПСВНе более 20%Не более 20%20–30%Более 30%
Характеристика периода ремиссииСимптомы отсутствуют, показатели ФВД в нормеНеполная клинико-функциональная ремиссияДыхательная недостаточность разной степени
Длительность ремиссииБолее 3–4 мес.Более 3 мес.Менее 3 мес.1–2 мес.
Способ купирования приступовСпонтанно или однократный прием бронхолитика (ингаляционно, внутрь)Бронхолитики (ингаляционно, нередко повторно и/или парентерально), по показаниям кортикостероидные препаратыБронхолитики (преимущественно через небулайзер) и/или парентерально, обязательно в сочетании с кортикостероидами (нередко в стационаре или ОИТ)

Астма может протекать без типичных приступов в следующих формах:

1. Астматический бронхит – форма легкой бронхиальной астмы интермиттирующего течения.

Диагностируется чаще у детей старше 4–5 лет с повторными эпизодами бронхита на фоне ОРВИ (реже на воздействие неинфекционного аллергена), который протекает с обструкцией, но без типичных приступов.

(В возрасте до 4–5 лет, если редкие эпизоды возникают только на фоне ОРВИ, ставят диагноз РОБ.) В ремиссии симптомы отсутствуют, но функциональные пробы часто выявляют легкую обструкцию, скрытый бронхоспазм (проба с бронходилататорами) и/или БГР.

2. Ночной кашель – приступообразный спастический кашель в ночное время является эквивалентом астмы; в большинстве случаев он наблюдается в начале болезни, к нему постепенно присоединяются классические приступы.

3. Астма физического напряжения у детей, как изолированная форма, наблюдается редко, как и психогенная астма; речь обычно идет о больных классической астмой, у которых эти факторы являются триггерами приступов.

4. Сочетание астмы с атопическим дерматитом у маленьких детей обозначается как дермато-респираторный синдром.

5. Аспириновая астма не имеет в своей основе аллергического механизма, она возникает вследствие инактивации циклооксигеназы и нарушения синтеза простагландинов; при ней отмечаются и анафилактические реакции на НПВС, а также полипы в носу. Поскольку многие больные с атонической астмой дают подобные реакции на НПВС, следует быть осторожным с их назначением.

Клинические проявления и диагностика

Приступный период. Симптоматика приступа складывается из признаков обструкции (удлиненный выдох и свистящие хрипы, ортопноэ) и дыхательной недостаточности (учащение дыхания, беспокойство, цианоз).

При астматическом статусе обструкция связана не столько с бронхоспазмом, сколько с гиперсекрецией слизи и богатого белком экссудата, формирующего слепки мелких бронхах.

При этом дыхательные шумы ослабевают («немое легкое»), что чревато остановкой дыхания.

https://www.youtube.com/watch?v=NKx2FxvApec

Важный признак – ответ на лечение, которое, будучи начато своевременно, в большинстве случаев снижает тяжесть приступа. К числу тяжелых относят формы, при которых ребенок без системной терапии ГК не может достичь ремиссии.

Таблица 45 – Критерии оценки тяжести приступа астмы у детей

 

ПризнакиЛегкийСреднетяжелыйТяжелыйStatus asthmaticus
Физическая активностьСохраненаОграниченаОртопноэОтсутствует
РечьСохраненаОтдельные фразыЗатрудненаОтсутствует
СознаниеИногда возбуждениеВозбуждениеВозбуждение, испугСпутанность, кома
Частота дыханияУчащенаЭкспираторная одышка>40 в 1 мин.Тахи- или брадипноэ
Участие вспомогательных мышцНерезкоеВыраженоВыражено резкоПарадоксальное торакоабдоминальное дыхание
Свистящее дыханиеВ конце выдохаВыраженоРезко выраженоНемое легкое
Частота пульсаПовышенаПовышена>120 в 1 мин.Тахи- или брадикардия
ОФВ1/ПСВ*>80%50–80%

Источник: https://sinref.ru/000_uchebniki/04600_raznie_3/925_Pediatriya_/013.htm

Сестринский процесс при бронхиальной астме: особенности, цели, задачи

Задачи по педиатрии на тему бронхиальная астма

Бронхиальная астма – неизлечимая болезнь. Ее терапия при обострении проводится в условиях стационара. В таких случаях роль медицинской сестры в лечении бронхиальной астмы – создание необходимых  условий для нормализации состояния пациента.

Особенно это касается детей, которым труднее, чем взрослым, справляться с приступами. Поэтому планомерное выполнение всех этапов сестринского процесса при бронхиальной астме благотворно скажется на общем ходе терапии.

Особенности работы медсестры с пациентами с бронхиальной астмой

Осуществление сестринского ухода при бронхиальной астме связано с вмешательствами трех видов:

  1. Независимые. Выполняются медсестрой по своему усмотрению. В эту категорию попадают процедуры по измерению давления и пульса, оказание помощи в составлении диетического меню и т. д.
  2. Зависимые. Зависимые сестринские вмешательства осуществляются только по согласованию с врачом, который на этот момент занимается лечением данного пациента (например, назначение определенных лекарственных препаратов).
  3. Взаимозависимые. Вмешательство взаимозависимого типа может осуществляться только в составе бригады медицинских работников. Сюда относится получение консультации от специалиста другого профиля, проведение лабораторных исследований и т. д.

Работа медсестры при взаимодействии с больными бронхиальной астмой осуществляется поэтапно.

Цели и задачи сестринского ухода при астме

Основные задачи медицинской сестры при уходе за пациентами с бронхиальной астмой:

  • своевременная реакция на начало приступа;
  • оказание квалифицированной помощи;
  • выявление причин астматических приступов и потребностей больного (информация используется, чтобы обеспечить максимально эффективное решение проблемы пациента);
  • обучение больного навыкам самопомощи, которые позволят справиться с приступом в отсутствие медработников.

Цель при этом лишь одна: всестороннее облегчение состояния астматика и оказание помощи в преодолении астматического приступа.

Этапы сестринского процесса

При бронхиальной астме сестринский процесс включает следующие этапы:

  • сбор сведений;
  • определение проблемных моментов;
  • исключение болезней со схожей симптоматикой;
  • уход за пациентом, проходящим лечение в условиях стационара;
  • выполнение врачебных назначений и отслеживание прогресса в лечении.

Итогом всей работы должна стать оценка эффективности оказываемого ухода.

Сбор информации

Основной субъективный метод сбора информации на начальных этапах лечения — беседа с пациентом. При этом больные с бронхиальной астмой обычно жалуются на следующие проявления заболевания:

  • затрудненность дыхания;
  • кашель (становящийся особенно сильным утром и вечером);
  • повышенную температуру (начало заболевания проходит остро);
  • одышку;
  • свистящее дыхание (наблюдается периодически).

Также проводится опрос родственников на предмет наличия у них этого недуга, чтобы подтвердить или опровергнуть предположение о том, что появление астмы связано с наследственной предрасположенностью.

Далее медицинская сестра выясняет следующую информацию о приступах удушья:

  • насколько часто они повторяются;
  • при каких обстоятельствах;
  • чем провоцируются;
  • насколько интенсивными могут быть;
  • проходят ли без постороннего вмешательства (если нет, то какие медикаментозные препараты применяются).

Также она уточняет, есть ли у астматика аллергия.

К объективным методам сбора данных относится осмотр больного в момент приступа. В этом случае у пациента наблюдаются следующие симптомы:

  • громкое дыхание, сопровождаемое хрипами и свистами;
  • одышка;
  • раздувание крыльев носа;
  • цианоз (посинение кожных покровов) в области носогубного треугольника;
  • приступообразный кашель;
  • отхождение вязкой мокроты;
  • характерное положение тела (больной сидит, опираясь руками о горизонтальную поверхность).

Также в обязанности сестры входит измерение артериального давления и пульса больного.

В итоге на основании данных, полученных в результате опросов и обследования, медсестра совместно с лечащим врачом должна составить план, в соответствии с которым больному будет обеспечена помощь в решении проблем и необходимый уход.

Обнаружение проблем

Прежде всего речь идет о проблемах с обеспечением жизненных потребностей:

  • ограниченность меню (если было выявлено, что пищевые аллергены повлияли на развитие астмы);
  • приступы удушья и одышки, мешающие нормальному дыханию;
  • нарушения сна, связанные с ночными астматическими приступами;
  • ограничения физической активности (физическая нагрузка может спровоцировать удушье).

Также учитывается социально-психологический аспект:

  • общая подавленность, обусловленная фактом наличия болезни;
  • страхи, связанные с возможностью внезапного начала очередного приступа;
  • проблемы с общением (обусловлены тем, что в процессе разговора усиливается одышка, а сильные эмоции провоцируют приступы удушья);
  • ограничение трудоспособности (работа, связанная физическими или эмоциональными нагрузками, контактом с аллергенами, астматикам противопоказана);
  • развитие депрессии из-за невозможности самореализации.

Кроме того, может наблюдаться уход в болезнь: человек требует особого ухода и помощи, даже если нет приступа или иных проблем, полагает, что из-за заболевания он не может заботиться о себе самостоятельно.

Если говорить кратко, то основная проблема больного при бронхиальной астме – это невозможность в полной мере удовлетворить потребность:

  • в еде;
  • во сне;
  • в дыхании;
  • полноценного отдыха;
  • в общении.

Задача медсестры – помочь больному преодолеть эти сложности.

Наблюдение за пациентами в условиях стационара

В период нахождения больного на стационарном лечении сестринский процесс направлен на стабилизацию состояния пациента. С этой целью контролируется режим дня, питания, досуга астматика и обеспечиваются благоприятные для него условия жизни в палате.

В случае необходимости медсестра осуществляет дополнительный уход за пациентом, когда он ест или выполняет гигиенические процедуры (обычно это касается детей). Также требуется выполнять назначения лечащего врача и отмечать, насколько эффективно лечение.

Организация и контроль над соблюдением режима

Данный тип взаимодействия с пациентами относится независимым вмешательствам и включает беседы с самим пациентом (если он взрослый) или его родителями (если речь идет о ребенке).

В ходе бесед пациенту (или его родителям) сообщается информация:

  • о возможных причинах развития астмы;
  • об особенностях терапии;
  • о необходимости выполнять рекомендации врача;
  • о возможных методах профилактики осложнений.

Также часто приходится убеждать астматика и его родных в том, лечение в условиях стационара, выполнение всех правил и назначений действительно необходимо.

Чтобы не допустить ухудшения состояния пациентов, необходимо убедиться, что они и их родственники хорошо осознают, насколько важно соблюдать гипоаллергенную диету не только при нахождении в стенах медицинского учреждения, но и после выписки.

Организация комфортных условий и контроль

Медицинская сестра обеспечивает пациенту комфортные условия жизни в палате, отслеживая:

  • своевременность проведения влажной уборки;
  • систематичность проветриваний;
  • регулярность смены постельного белья.

Помимо этого, в помещении должно быть спокойно и тихо. Это позволит нормализовать сон больного.

С пациентом (и его родителями, если это ребенок) проводятся беседы касательно правил и необходимости осуществления гигиенических процедур. Родственников просят принести больному:

  • зубную пасту и щетку;
  • расческу;
  • чистое сменное белье.

Также следует порекомендовать родным астматика, проходящего лечение в условиях стационара, обеспечить его книгами или иными вещами, способными отвлечь и скрасить досуг. Это особенно касается детей, которые должны активно познавать и изучать мир даже в период лечения. Также не следует забывать о потребности больного в общении.

В случае с ребенком наблюдение продолжает осуществляться в тот момент, когда он ест, одевается и т. д., чтобы при возникновении затруднений медсестра могла своевременно оказать ему необходимую помощь.

Выполнение назначений врача

Важной составляющей сестринского процесса при бронхиальной астме является проведение базисной терапии. Медсестра должна не только сама точно следовать рекомендациям врача, но и обратить внимание подопечного на то, насколько важно принимать медикаментозные препараты. Также его информируют о возможных побочных эффектах лекарственной терапии.

Кроме того, медицинская сестра:

  • обучает пациента навыкам ведения дневника самоконтроля и применения ингаляционных устройств;
  • сопровождает больного на диагностические мероприятия;
  • оказывает посильную психологическую поддержку астматику и его родственникам;
  • внимательно следит за состоянием подопечного, чтобы своевременно распознать побочные эффекты применения лекарственных средств;
  • оповещает лечащего врача о неэффективности назначенной терапии (если это имеет место) и просит откорректировать назначение.

В обязанности медицинской сестры входят регулярные опросы больного касательно его самочувствия. Кроме того, она ежедневно:

  • выслушивает жалобы больного;
  • измеряет его температуру тела;
  • определяет число сердечных сокращений и частоту дыхания;
  • контролирует состояние астматика при приступах одышки и кашля.

Об ухудшении состояния пациента нужно незамедлительно оповестить лечащего доктора.

При правильной организации сестринского ухода лечение завершается улучшением состояния, за которым следует выписка из больницы. Однако во избежание обострений и осложнений, даже оказавшись дома, больной должен следовать всем рекомендациям доктора.

Помощь при приступах и астматическом статусе

Один из важных этапов сестринского процесса — оказание помощи во время астматических приступов.

Если пациент ощущает удушье, медсестра должна выполнить следующие действия:

  • устранить аллерген, который вызвал аллергическую реакцию, в данном случае удушье (если он есть);
  • использовать бронхорасширяющее средство;
  • дать больному горячее щелочное питье;
  • сделать горчичную ванну для ног.

Если после всех принятых мер приступ не прекратился, тогда пациенту с бронхиальной астмой дают антигистаминное (противоаллергическое) лекарство и подкожно вводят симпатомиметики.

Среднетяжелые и тяжелые приступы купируют внутривенным введением глюкокортикоидов. Эта манипуляция проводится только в условиях стационара и под наблюдением врача. Данные меры помогут предотвратить возможные тяжелые последствия.

Однако этим сестринская помощь при бронхиальной астме не ограничивается. Иногда терапевтические действия не дают желаемого результата, и приступ непрерывно продолжается на протяжении нескольких дней либо повторяется вновь после кратковременного, но ощутимого облегчения.

Это свидетельствует о том, что бронхи больного закупорены слизью, что может привести к синдрому «немого легкого» и последующему развитию астматического статуса. Последний является тяжелой формой удушья, обусловленного диффузным нарушением проходимости бронхов.

Лицам с астматическим статусом не помогают медицинские препараты, которые ранее были  эффективны. Более того, они могут даже ухудшить состояние больного. Поэтому медсестра должна действовать спокойно и быстро:

  • запретить астматику пользоваться карманным ингалятором;
  • предложить горячее щелочное питье;
  • устроить пациента максимально удобно;
  • обеспечить подачу увлажненного кислорода.

При отсутствии помощи состояние больного будет усугубляться, пока пациент не впадет в кому или не умрет.

Особенности ведения детей с бронхиальной астмой

Осуществление сестринского ухода при бронхиальной астме у детей имеет ряд особенностей:

  • разговор с пациентом всегда ведется убедительным, но мягким и спокойным тоном (это помогает избежать появления страха, который спровоцирует удушье);
  • между медсестрой и ребенком выстраиваются доверительные отношения;
  • родителей обучают, как справляться с паникой во время приступов астмы у малыша, настраиваться на оперативную помощь и самостоятельно снимать приступ;
  • во время удушья ребенку не только придают сидячее положение, но и дополнительно поддерживают его;
  • для ингаляций используют препараты с сальбутамолом.

Кроме того, медицинской сестре нужно быть особенно внимательной с детьми при приступе гипоксии, которая у них часто сопровождается резким снижением артериального давления. При выявлении такого симптома рекомендуется ввести пациенту внутримышечно стимуляторы ЦНС.

В заключение

Правильный уход за пациентом позволяет быстрее добиться улучшения его состояния. После выписки из стационара астматик все равно должен регулярно наблюдаться у лечащего врача — аллерголога и терапевта (или педиатра, если речь о ребенке).

Подготовленный пациент должен уметь справляться со страхом удушья и знать, какие действия необходимо предпринимать в момент приступа. Также ему должно быть известно, как и когда следует применять медицинские препараты, какое действие (в том числе побочное) они оказывают.

Накануне выписки медсестра дополнительно инструктирует подопечного по вопросам здорового и рационального питания, а также дает рекомендации касательно соблюдения режима дня. Важный момент — проверка умения больного пользоваться карманным ингалятором.

Источник: https://bronhialnaya-astma.com/reabilitatsiya-i-profilaktika/tseli-zadachi-i-osobennosti-sestrinskogo-protsessa-pri-bronhialnoj-astme

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.