Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу рекомендации

Содержание

Диагностика школьной тревожности: опросник Филлипса

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу рекомендации

Опросник (тест) школьной тревожности Филлипса относится к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни. Опросник достаточно прост в проведении и обработке, поэтому хорошо зарекомендовал себя при проведении фронтальных психодиагностических обследований.

Цель методики. Опросник позволяет изучить уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста.

Возрастные ограничения. Опросник предназначен для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста. Оптимально его применение в 3-7 классах средней школы.

Процедура диагностики. Диагностика может проводиться как в индивидуальной, так и групповой форме. Вопросы предъявляются либо письменно, либо на слух. Присутствие учителя или классного руководителя в помещении, где проводится опрос, крайне нежелательно.

Необходимые материалы. Для проведения исследования необходим текст опросника, а также листы бумаги по числу учащихся.

Инструкция. «Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы чувствуете себя в школе.

Старайтесь отвечать искренне и правдиво, Здесь нет правильных или неправильных, хороших или плохих ответов. Но листе для ответов сверху напишите свое имя, фамилию и класс.

Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если вы согласны и ним, и «-«, если не согласны».

Текст методики приведен ниже,

Опросник:

1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом? 2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько хорошо ты знаешь материал? 3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель? 4. Снилось ли тебе, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок? 5.

Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя? 6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит? 7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания? 8.

Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку? 9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать? 10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры? 11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал? 12.

Волнует ли тебя вопрос, не останешься ли ты на второй год? 13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают? 14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать? 15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты? 16.

Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание? 17. Трудно ли тебе получать такие отметки, которых ждут от тебя родители? 18. Боишься ли ты временами, что тебе станет плохо в классе? 19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты совершишь ошибку? 20. Похож ли ты на своих одноклассников? 21.

Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли ты с ним справился? 22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнил? 23.  Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя? 24.  Верно ли, что большинство ребят относятся к тебе по-дружески? 25.

  Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников? 26.  Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя опрашивают? 27.  Боишься ли ты временами вступать в спор?

28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

29.  Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться? 30. Хорошо ли ты чувствуешь себя с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием? 31. Бывает ли, что твои одноклассники говорят обидные для тебя вещи? 32.  Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, кто не справляется с учебой? 33.  Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимания? 34. Часто ли ты боишься выглядеть смешно? 35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя? 36.  Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников? 37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие? 38.  Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем сейчас? 39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники? 40. Часто ли ты, отвечая на уроке, задумываешься о том, как выглядишь со стороны? 41.  Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе? 42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их? 43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся твои одноклассники? 44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем? 45. Высмеивают ли временами одноклассники твою внешность и твое поведение? 46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята? 47. Если ты не можешь ответить на вопрос учителя, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься? 48. Бывает ли так, что ты долго не можешь заснуть, думая о том, что будет завтра в школе? 49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что забыл вещи, которые раньше хорошо знал? 50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты пишешь самостоятельную работу? 51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание? 52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе? 53. Когда учитель дает самостоятельную работу, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ней? 54. Снилось ли тебе временами, что у тебя не получается такое задание, которое могут сделать все твои одноклассники? 55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты? 56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может спросить тебя или дать проверочную работу? 57, Когда ты выполняешь задание, бывает ли так, что ты чувствуешь, что получишь за него «2»?

58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты выполняешь задание на доске перед всем классом?

Обработка результатов

По окончании заполнения опросника подсчитывается количество несовпадений с каждой шкалой опросника и с опросником в целом. Ключ: ответы «да» — 11, 20, 22, 24, 25,30,35, 36,38,39,41,43,44; ответы «нет» — 1-10, 12-19, 21, 23, 26-29, 31-34, 37, 40, 42, 45-58.
1.

Общая школьная тревожность: 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46-58 (n = 22). 2. Переживание социального стресса: 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44 (n =11). 3. Фрустрация потребности в достижении успеха: 1, 3, 6, 11, 17, 19,25, 29, 32, 35, 38, 41, 43 (n = 13). 4.

Страх самовыражения: 27, 31, 34, 37, 40, 45 (n = 6). 5. Страх ситуации проверки знаний: 2, 7, 12, 16, 21, 26 (n = 6). 6. Страх несоответствия ожиданиям окружающих: 3, 8, 13, 17, 22(n = 5). 7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу: 9, 14, 18, 23, 28 (n = 5).

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями: 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44,  47 (n = 8).

Интерпретация результатов

Значения показателей тревожности, превышающие 50-ти процентный рубеж, позволяют говорить о повышенной тревожности, а превышающие 75 % — о высокой тревожности ребенка.

Расшифровка значений шкал данного опросника позволяет сделать выводы о качественном своеобразии переживания школьной тревожности каждым учащимся.

1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживание социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психологический фон, не позволяющий ребенку удовлетворять свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

4. Страх самовыражения — негативное эмоциональное переживание ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно — публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

На ту же тему:

  • Школьная тревожность — диагностика и коррекция

диагностика тревожностиопросник Филлипсаскачатьтест Филлипса

Источник: https://5psy.ru/obrazovanie/diagnostika-shkolnoi-trevojnosti-oprosnik-fillipsa.html

Физиология стресса у человека, физиологические механизмы и изменения

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу рекомендации

Физиологический стресс – это внутренние изменения, происходящие в результате реакции на изменение обстоятельств с целью адаптации. Стрессоры могут быть самыми разными. Физиологический стресс формируется по цепи: тревожность-адаптация-истощение.

Стресс опасен своими последствиями

Механизм формирования стресса

Физиологические стрессоры подразделяют на 2 группы.

  1. Внешние – переохлаждение, перегрев.
  2. Внутренние – переизбыток эмоций, жажда, голод, болевой шок.

Тревожность – это первая реакция на раздражитель. ЦНС подаёт организму сигнал и приводит его в полную боевую готовность, обостряя все чувства и обеспечивая мощный выброс гормонов в кровь.

За такую реакцию отвечает симпатический отдел ЦНС, на который человек не может повлиять. Этот отдел реагирует молниеносно на все изменения внешней среды. Чем масштабнее изменение, тем сильнее реакция.

Тяжелее и её последствия для организма в целом.

Тревожность

Как только поступает информация об изменениях любого плана, вегетативная система начинает активно действовать, ещё не разобравшись, что именно произошло. Для обеспечения любой реакции организма нужна энергия.

Вегетативная система ускоряет обмен веществ для выработки её большего количества. Резко увеличивается поступление кислорода в кровь, что обеспечивает ускоренную работу мозговых центров.

На все эти действия симпатический отдел затрачивает доли секунд и на этом его дело закончено.

Стадии стресса

Следующие действия производит эндокринная система, возбуждённая ЦНС. Она контролирует все процессы в организме посредством выработки гормонов. Поддерживает все изменения, активированные нервной системой при помощи адреналина. Выработкой этого гормона занимаются надпочечники. Процесс может занять от нескольких секунд до 15 минут.

На этой стадии реакция тревоги завершена. Далее наступает период адаптации к сложившимся обстоятельствам.

Адаптация

Эта стадия занимает наиболее длительный период. Процесс происходит при активном участии гипоталамуса, он направлен на приспособление организма к условиям.

Чтобы обеспечить организм энергией, происходит повышение уровня глюкозы в плазме, увеличивается количество клеток, занимающихся синтезом.

Длительность периода адаптации будет полностью зависеть от психофизического состояния организма, интенсивности и длительности действия стресса.

Во время периода адаптации организм работает на износ, не требуя сна и еды. Этот тип реакции на стресс может иметь 2 исхода.

  1. Полное истощение.
  2. Полная адаптация к сложившейся ситуации.

Истощение

На этой фазе можно наблюдать физиологические симптомы стресса:

  • ослабление защитных функций организма;
  • нарушения в работе систем органов;
  • развитие онкологических заболеваний;
  • разлад психики.

Если не устранить стрессовый фактор, то организм может погибнуть. Длительные мелкие стрессы приводят к отмиранию нейронов, что, в свою очередь, ведёт к необратимым изменениям в работе мозга: нарушению памяти, фобическим расстройствам, навязчивым мыслям и т. д. Психофизиология стресса – это сложнейший процесс.

При постоянном воздействии стрессоров на организм человек нуждается в квалифицированной медицинской помощи.

Динамика развития стресса

Физиология развития стресса

Психофизиологические механизмы стресса позволили человеку сохраниться как виду. Физиологические реакции на стресс у человека сходны с теми, что имеют животные. В момент изменения условий окружающей среды организм готовится к бегству или атаке.

Однако если в древние времена эти особенности помогали выжить и прекратить воздействие раздражителя, то сегодня стресс продолжителен, т. к. связан он с другими факторами.

События, которые заставляют животных нервничать, всегда связаны с попытками выжить, приспособиться к другому климату; у человека же стресс очень редко является следствием стремления выжить.

Таким образом, получается, что ЦНС многократно активизирует защитные механизмы зря. Частая активация организма вызывает разлад реакций. И стрессоры являются меньшим злом для организма, чем сама реакция.

Физический стресс – это работа 2 базовых систем реакции на стрессор. Они могут быть активированы или не включены в контроль в зависимости от интенсивности и длительности проявления влияния стрессового фактора. Для начала тело должно идентифицировать тип стрессора.

Для этого мозгу нужно задействовать функции восприятия и памяти. При идентификации угрозы ЦНС интегрирует информацию о ней, в результате чего лимбическая система (гиппокамп и мозжечок) стимулирует эмоциональную реакцию.

Она формирует поведенческую линию, необходимую для выживания.

Реакция на стресс

Лимбическая система приводит в действие гипоталамус, который контролирует гармонию физических реакций с эмоциональным состоянием. Он же осуществляет контроль продуцирования стрессовых реакций симпатоадреналовой системой и гипофизарно-надпочечниковой стрессовой осью. Обе они регулируют работу сердечной системы.

Признаки стресса

Физиологические признаки стресса появляются далеко не самыми первыми. Чаще всего наблюдаются следующие изменения в поведении пациента, которые заметны окружающим:

  • агрессивность, неспособность адекватно оценивать ситуацию: человек не может подолгу находиться на одном месте (поведение обусловлено защитной реакцией организма на происходящее);
  • пассивность, нежелание видеть людей, общаться с ними: постепенно эти признаки становятся более явными и приближают человека к стойкой клинической депрессии;
  • у человека проявляются одновременно и первый и второй симптомы: его мозг находится на пределе, кажется, он вот-вот сорвётся, но пациент резко отвергает все попытки помочь, старается избегать общения, т. к. навязчивые мысли и образы не дают мозгу расслабиться ни на секунду.

Влияние стресса на организм

Виды симптомов стресса

К физиологическим проявлениям стресса относят несколько типов признаков:

  • когнитивные;
  • эмоциональные;
  • поведенческие;
  • физические.

Первая группа симптомов наименее заметна. Проявляются они в неспособности сконцентрировать внимание на одном предмете, постоянных навязчивых мыслях, тревожности, которая не проявляется внешне. Прежде всего это снижает работоспособность мозга.

Психологический стресс имеет довольно яркие симптомы. Человек не может расслабиться, его организм постоянно находится в напряжении, что отлично видно окружающим. Проявляется внешне в капризности, нервозности, постоянной раздражительности, чрезмерной вспыльчивости. В некоторых случаях имеет место частая смена настроения или же пассивность.

Поведенческие симптомы стресса включают в себя нарушения в питании, т. е. недоедание или переедание. Наблюдаются нарушения сна, злоупотребление алкоголем. Проявляются симптомы, явно свидетельствующие о нервном расстройстве: подёргивание ногой, отстукивание такта ручкой, щёлканье пальцами и т. д.

Изменения в физиологии во время стресса – естественное следствие истощения.

Проявиться физические симптомы могут в виде диареи, запора, рвоты, головокружения, потери сознания, головных болей, тахикардии, повышения или снижения АД, снижением либидо. Общее состояние здоровья значительно ухудшается, обостряются хронические заболевания или появляются новые.

Физиологические признаки стресса

Методы повышения стрессоустойчивости

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу поддаётся корректировке. Очень важно научить людей правильно противостоять нервам. Мы не можем полностью оградить себя от стрессоров, но скорректировать линию поведения и своё отношение к ним можно.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу повышается посредством социальной адаптации. Этот процесс представляет собой активное приспособление индивида к окружающему его обществу. Производится обучение правильному общению и подаче себя.

Процесс предполагает работу над осознанием себя как полноценного члена общества, своего статуса, поведения.

Предусматривается организация совместной деятельности, принятие норм и ценностей общества, в котором находится человек, без ущемления своих интересов.

Методы нейтрализации

Следующий этап – определение адаптационного потенциала и умение его применять. Адаптационный потенциал полностью связан с предыдущим этапом. Внешние стрессоры значительно его снижают.

При встрече с потенциально опасным стрессором в таком состоянии может возникнуть дезадаптация, которая приведёт к плачевным последствиям.

Поэтому очень важно заниматься укреплением здоровья и обеспечивать своему организму качественный отдых, питание.

Заключение

Кратко охарактеризовать физиологические проявления стресса можно так: комплекс изменений в организме, которые проявляются в виде различных симптомов, как физических, так и эмоционально-когнитивных. Особенности стрессоустойчивости у каждого индивида будут разными.

Более ранимым людям следует обязательно повышать свою стрессоустойчивость, выполняя выше приведённые рекомендации. Хорошей профилактикой появления неврозов является физическая и эмоциональная разгрузка. Этого можно достичь путём занятий спортом.

Двадцатиминутная пробежка после или перед работой прекрасно очищает мозг, а контрастный душ после – дарит заряд энергии на целый день.

Физиология стресса предполагает не отказываться от общения с людьми, даже если очень не хочется с ними видеться, а искать альтернативные методы и подходы в разговоре.

Источник: https://psyhoday.ru/stress/fiziologiya.html

Физиологический и психологический стресс, различия в механизмах формирования. Основные субсиндромы проявления стресса

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу рекомендации

Физиологический стресс представляет собой неспецифическую реакцию человеческого организма на определенные внешние раздражители, которые специалисты называют стрессорами или стресс-факторами.

Холод, жара, ветер, большая физическая нагрузка или механические повреждения тела, жажда или голод способны нарушить природное равновесие организма человека и привести к стрессу.

Такое состояние характеризуется сильным физическим дискомфортом, что может проявляться различными реакциями, которые свидетельствуют о нейрогуморальной и вегетативной активации.

Что такое физиологический стресс

Физиологический стресс — это реакция организма человека на любые отрицательные внешние раздражители (стрессоры). Функция стресса — это мобилизация, которую испытывает организм, переносящий стресс.

И в небольших количествах такое состояние действительно полезно — человек начинает активнее мыслить и действовать. Однако если стрессовых ситуаций возникает больше, то силы организма, брошенные на решение проблем, попросту истощаются.

Причем это относится как к психологическим ресурсам, так и к физиологическим.

Ученые всего мира давно признали силу воздействия стресса на организм. Было проведено множество исследований, написано огромное количество статей и книг по психофизиологии, и все они посвящены одному явлению — физиологии стресса.

Казалось бы, этот процесс изучен вдоль и поперек. Но психофизиологические механизмы его возникновения, этапы развития и последствия влияния стрессоров на психику и здоровье человека настолько сложны, что практически для каждого являются уникальными.

Хотя есть и общие симптомы.

Структура развития физиологического стресса

Любое стрессовое состояние при возникновении проходит три этапа: тревога, адаптация, истощение. Эти процессы являются физиологическими механизмами стресса.

Первая реакция, которой сопровождается физиология стресса, – это состояние тревоги. Здесь непосредственное участие в процессе принимает вегетативная нервная система, которую человек не способен контролировать самостоятельно. Она немедленно реагирует на все изменения окружающей среды, и степень изменения в ее работе зависит от силы возникающей реакции.

Именно благодаря воздействию вегетативной нервной системы наш организм способен приспосабливаться к внешним факторам. Так, в темноте расширяются, а при ярком свете сужаются зрачки, отдергивается рука от горячей поверхности и так далее. Далее в процесс «включается» эндокринная система, именно она позволяет вырабатывать гормон адреналин.

Этот гормон «сохраняет» возникшие изменения.

Следующий этап более длительный. Эта реакция происходит уже с участием головного мозга, повышается количество глюкозы в крови, увеличивается производство энергии и многое другое.

Возможны два варианта завершения данного этапа — либо организм адаптируется к новым реалиям, либо ресурсы подойдут к концу, и начнется третий этап — период истощения.

Эта фаза развития стресса как раз и вызывает все неприятные изменения. Силы на исходе, сопротивляемость снижена, возникают физические последствия стресса.

Если не устранить раздражитель на данном этапе, возможен летальный исход.

Связанные со стрессом реакции происходят в мозге человека

Ответ на стресс. Адаптация

Информация о том, что организм попал в новые, непривычные условия, поступит в головной мозг. Резко возросшее напряжение в опорно-двигательном аппарате (не забывайте, что Гарольд начал таскать тяжести) заметят проприорецепторы.

Проприорецепторы — это небольшие датчики, расположенные в наших мышцах и суставах. Они отслеживают информацию, которая поступает в наш мозг от опорно-двигательного аппарата — о нагрузке на мышцы, их сокращении и положении тела в пространстве.

Хеморецепторы отреагируют на возросшее количество углекислого газа и продуктов распада в крови.

Хеморецепторы (от латинского «hemo» — «кровь») располагаются в дуге аорты и в месте разветвления общей сонной артерии на внутреннюю и наружную. Хеморецепторы отслеживают давление в кровяном русле, а также концентрацию углекислого газа и кислых продуктов распада в крови.

Наконец, терморецепторы ощутят холод.

Терморецепторы — это температурные рецепторы, они находятся на коже.

Все эти рецепторы передадут информацию в головной мозг. Там она будет обработана и организм быстро поймёт, что он столкнулся со стрессовой ситуацией.

Далее в дело вступит гипоталамус — центральный пульт управления эндокринной системой. Эта крохотная железа, которая весит около 5 граммов, управляет огромным количеством приспособительных механизмов. На этой картинке из википедии большие полушария и мозжечок сделаны прозрачными, чтобы мы могли увидеть гипоталамус:

Гипоталамус выделит кортиколиберин — гормон, который должен простимулировать гипофиз. Я подкрасил гипофиз голубым цветом, стрелка показывает направление кортиколиберина от гипоталамусу к гипофизу.

Гипофиз, в свою очередь, получив такой сигнал, выделит адренокортикотропный гормон, который направится к надпочечникам, точнее, к их коре (cortex — кора, adreno — надпочечник). Аденокортикотропный гормон — это сигнал от гипофиза, адресованный коре надпочечников.

Источник: https://gudi1991.ru/stress/fiziologicheskie-proyavleniya-stressa.html

Развитие стрессоустойчивости. Способы повышения стрессоустойчивости

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу рекомендации

Часто от ускоренного темпа жизни нервная система человека очень быстро устает и истощается. В результате возникает стресс, который негативно влияет на способность правильно и объективно воспринимать окружающий мир. Советов, как повысить стрессоустойчивость, в интернете можно найти очень много. Но не все из них действительно помогут укрепить нервную систему.

Для начала давайте разберемся, для чего вообще нужна устойчивость к перенапряжению и какие его главные признаки. Это поможет лучше понимать принцип выработки нужных качеств организма. А понимая принципы, очень легко обучаться и усваивать полезную информацию.

Для чего нужна стрессоустойчивость

Стрессоустойчивость организма — это полезная защитная функция, позволяющая адаптироваться к внешним раздражителям или игнорировать их. Другими словами, это то, что дает вам возможность оставаться спокойными в любой ситуации. 

Возможность всегда оставаться спокойным и уравновешенным — это главный признак хорошо выработанной защиты от потрясений. Благодаря ей износ нервных узлов значительно замедляется. В результате вы достигнете гораздо большего, если не будете отвлекаться на любую мелкую неприятность.

Признаки стресса

Стресс рано или поздно настигает каждого из нас. Нужно знать, по каким признакам определить то, что уровень плохого влияния достаточно высокий.

  1. Повышенная раздражительность. Вы злитесь и нервничаете больше, чем обычно это бывает. 
  2. Растерянность и невнимательность. Восприимчивость выливается в невозможность собраться с мыслями и быстро среагировать на смену обстановки или обстоятельств.
  3. Усталость. Без видимой на то причины вам хочется закрыться от всего мира и просто лечь спать. 
  4. Агрессия. Вы резко реагируете на любое сказанное вам слово. При этом такая реакция проходит практически незаметно для вас самих, на уровне подсознания.
  5. Впечатлительность. Да, поддавшись влиянию стресса некоторые люди становятся слишком восприимчивы ко всему, что их окружает.

В целом стресс делят на два вида: положительный и отрицательный. Положительный вызывает приятные потрясения. Здесь преобладают позитивные эмоции. Такое потрясение иногда полезно для организма, поскольку активизирует выработку полезных гормонов. 

Отрицательный стресс или дистресс — это крайне неприятное явление, разрушающее нормальное состояние психики. Его делят на две подгруппы, по-разному проявляющиеся:

  • Острый. Когда внезапный раздражитель угрожает нашему привычному состоянию. Реакции на любой фактор бывают разные. Уклонение, убегание от причины или же защита. В обоих случаях организму потребуется некоторое время, чтобы восстановить внутреннее равновесие.
  • Хронический. Постоянное нахождение в стрессогенной обстановке приводит к тому, что ежедневное влияние негатива подавляет все попытки подсознания от него защититься.

Стадии стресса

Изучение природы стресса показало, что в своем развитии он проходит три фазы. Каждая из них несет определенную угрозу организму. Потому нужно понимать, как протекает каждая из фаз, чтобы определить пути борьбы с ними.

  • Тревожность. На этой стадии начинается усиленная выработка адреналина и норадреналина. Человек понимает, что должен как-либо реагировать на сложившиеся обстоятельства. 
  • Сопротивление. Во второй фазе внутренние силы нервной системы мобилизуются. Это практически не затрагивает физическое здоровье, но человек постоянно на взводе, агрессивный и легковозбудимый.
  • Истощение. Самая опасная фаза наступает после длительного воздействия раздражителя. Организм тратит все ресурсы на борьбу с раздражителями. В результате таких действий развивается депрессия, нервные срывы и апатия.

Частое или постоянное пребывание в неприятной и напряженной обстановке приводит к последствиям на физиологическом уровне. С чем же придется столкнуться вашему организму из-за постоянного напряжения?

  • Повышение выработки глюкозы для увеличения объема энергии приводит к развитию сахарного диабета.
  • Сокращение вилочковой железы, отвечающей за выработку лейкоцитов, значительно ослабляет общий иммунитет.
  • Постоянное напряжение и сокращение мышц постепенно приводит к их разрушению. Это же относится и к тканям внутренних органов.
  • Излишнее расширение капилляров нередко становится причиной их разрывов. В  результате образовываются гематомы и нарушается кровообращение. 
  • Нарушение обмена веществ становится причиной отравления токсинами, которые в обычном состоянии просто выводятся из организма.

Страдает также и психосоматическое здоровье, получая дозу негативного влияния:

  • Перепады настроения, всплески агрессии,
  • Потеря интереса к окружающему миру, апатия,
  • Нарушение сна, тревожность,
  • Развитие неврозов, частые головные боли,
  • Упадок сил, повышенная сонливость,
  • Формирование депрессии.

Вид стрессоустойчивости

Умение противостоять внешним факторам индивидуально для каждого. Ученые, занимающиеся исследованием природы перенапряжения, условно разделяют людей на четыре основных типа:

  • Стрессонеустойчивые. Такие люди остро реагируют на любые изменения, которые не отвечают из основному плану действий или привычному течению жизни. Критические ситуации вызывают у них всплески эмоций, которые практически не поддаются контролю.
  • Стрессотренируемые. Постепенные перемены воспринимаются такими людьми вполне спокойно. А вот резкие изменения способны вызывать депрессию, неуверенность в себе. Но со временем у них вырабатывается более спокойная реакция на негатив.
  • Стрессотормозные. Внезапные и резкие перемены в негативную сторону вызывают у таких людей повышенную активность. Они легко справляются с неожиданными проблемами. Постепенное же нарастание и течение стрессовых состояний способно сформировать хроническую депрессию.
  • Стрессоустойчивые. Это самая спокойная и стабильная личность. Практически любые жизненные обстоятельства воспринимаются спокойно. Способность адекватно мыслить и оценивать ситуацию очень сильно развита.

Как проверить стрессоустойчивость

Проверка на стрессоустойчивость личности становится все более модной на различных собеседованиях. Для определения своего уровня подготовки к изменениям стоит пройти небольшой тест, отвечая на вопросы. Это покажет вашу способность справляться с жизненными обстоятельствами. 

Еще один способ проверить свои внутренние силы — провести ДНК-анализ. Изучение вашего генетического кода покажет, насколько ваш организм подвержен влиянию негатива. Специалисты нашего центра помогут вам провести расшифровку полученной информации и дадут советы как повысить сопротивление стрессу.

Простой тест на проверку себя

Ученые бостонского университета разработали психологический тест, позволяющий выявить приблизительный уровень противодействия влиянию. Нужно честно формулировать ответ и суммировать полученные баллы. Вам необходимо в определенной степени согласиться или не согласиться с утверждением.

Ответы:

«почти всегда» — 1 балл,

«часто» — 2 балла,

«иногда» — 3 балла,

«почти никогда» — 4 балла,

«никогда» — 5 баллов.


Утверждения:

  • Я сплю 8 часов в сутки как минимум 4 раза в неделю.
  • У меня есть один друг, которому я могу полностью довериться.
  • Я могу организовать свое время достаточно эффективно.
  • За день я выпиваю не более 3 чашек кофе.
  • У меня много хороших знакомых.
  • Мой вес в норме.
  • Я занимаюсь общественной деятельностью.
  • Каждый день у меня есть некоторое время для себя
  • Я чувствую любовь и поддержку близких людей.
  • Я могу открыто выражать свои мысли и чувства.

От полученного результата отнимите 20 и посмотрите, что получилось:

— от 0 до 5
У вас прекрасно развитая сопротивляемость негативу.

— от 5 до 15
Вы можете спокойно реагировать на негатив, но иногда бывают неприятные последствия. Нужно чаще отдыхать.

— от 15 до 25
Стресс достаточно сильно влияет на вашу жизнь. Нужно научиться бороться с ним на всех этапах.

— больше 25
Нужно срочно менять условия своей жизни, в противном случае вы не сможете опираться перенапряжению, негатив накроет вас полностью. 

Как развить стрессоустойчивость

Комплексное развитие навыков стрессоустойчивости помогает не только защитить свой организм, но и значительно увеличить собственную эффективность. Есть несколько действенных методов, помогающих успешно укрепить защитные функции.

  1. Правильная оценка ситуации. Она базируется на трех простых вопросах: «Насколько это важно для меня?», «Меняет ли это мою жизнь?» и «Могу ли я что-то поменять?». Важно понимать, что некоторые обстоятельства не зависят от нас самих, потому их не нужно воспринимать слишком близко к сердцу.
  2. Выход эмоций. Нельзя держать в себе всё накопившееся раздражение. Выберите способ, которые поможет вам избавиться от негатива и выпустить пар. 
  3. Внимание к здоровью. Любая болезнь подрывает защитные функции нервной системы. Важно вовремя проводить лечение, правильно питаться и гулять на свежем воздухе каждый день.

Психологические упражнения

Действенные методы развития защиты от негатива помогают оставаться собранным и спокойным в любой ситуации. Для защиты от наплывов излишнего напряжения пользуйтесь несколькими хитростями:

  • Уходите от агрессора, когда чувствуете, что его возбуждение передалось и вам.
  • Наедине с собой выполните несколько глубоких вдохов-выдохов.
  • Постарайтесь рассмешить себя.
  • Медитация поможет стабилизировать внутренний баланс

Найдите занятие, которое дает вам возможность полностью расслабиться и забыть обо всем окружающем мире. Превратите это дело в собственное хобби и несколько раз в неделю выделяйте для него пару часов. Таким образом вы значительно укрепите подсознание и отдохнете полноценно. 

Это может быть что угодно: рисование или лепка, чтение или написание книг, езда на велосипеде, собирание гербария, шитье и вышивание. Важен не сам процесс или упражнение, а результат, который вы получите.

Слабая сопротивляемость стрессу уходит корнями далеко в прошлое. Некоторые проблемы из детства и юности, которых вы уже и не помните, служат катализатором для ослабления психосоматического здоровья.

В результате вы не можете полноценно отстранятся от негатива и перенапряжение преследует вас повсюду. Займитесь изучением этих проблем, чтобы получить способы и возможность избавиться от них навсегда.

Психолог — это не страшно!

Вопреки распространенному до сих пор мнению, психологи не пытаются вынудить вас раскрывать самые страшные и постыдные тайны. Они помогают найти пути решения проблем, которые плотно засели в подсознании, дают верный совет.

Помните: никто не может заставить вас рассказывать то, что вы сами не желаете открывать. Психолог поможет определить, почему уровень вашей стрессоустойчивости не отвечает желаемому. После вы вместе найдете решение этой задачи, не травмируя вашу психику еще больше.

Чтобы усилить защитные механизмы своего подсознания, выполняйте ежедневно простые упражнения:

  1. Стоя перед зеркалом улыбнитесь себе. Не нужно при этом изучать собственное отражение. После улыбки произнесите несколько комплиментов для себя.
  2. В течение рабочего дня выделяйте себе несколько раз по 10 минут чтобы расслабиться. Просто посидеть, глядя в окно или стену. При этом постарайтесь не думать вообще ни о чем.
  3. Используйте методы правильного дыхания, которые практикуют в йоге. Каждый вечер дышите перед сном.

Если чувствуете, что стрессовая ситуация неизбежна, представьте себя в броне или в танке. Нужно мысленно увидеть себя в сверкающих латах или спрятанным в надежную, непробиваемую машину.

Источник: https://mygenetics.ru/blog/produktivnost/razvitie-stressoustoychivosti-sposoby-povysheniya-stressoustoychivosti/

Физиологический стресс: причины, проявления и значение – Негатив

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу рекомендации

Физиологический стресс – это внутренние изменения, происходящие в результате реакции на изменение обстоятельств с целью адаптации. Стрессоры могут быть самыми разными. Физиологический стресс формируется по цепи: тревожность-адаптация-истощение.

Стресс опасен своими последствиями

Причины и последствия физиологического стресса

Ежедневно по телевидению говорится о том, что люди постоянно подвергаются стрессовым атакам. Понимает ли человек, что такое стресс физиологический, и осознает ли, что происходит с организмом при этом процессе? Ведь каждый человек уверен, что испытывал такую проблему.

Реакция организма

Организм человека на воздействие факторов окружающей среды отвечает стандартной неспецифичной реакцией нейрогуморальных систем. Происходит повреждение и изменение равновесия в организме, которое иначе называется «гемостаз», вызванное воздействием отрицательного фактора на организм.

Действительно, большая часть раздражителей, как их еще называют, стрессоров или стресс-факторов, воздействуют на организм ежедневно. Например, такие как холод, жара, громкий звук будильника по утрам.

Звон будильника услышан — глаза открылись, то есть воздействие стрессора запускает цепочку стресс-реакции, а именно дает начало процессу.

Причины возникновения

Возможно, вы отшельник и вам не случится испытать негативных причин психологического стресса. Однако физиологических причин избежать не удастся никому. Физиологические стрессы повсюду.

Сама природа и есть им причина: шум, вибрация, колебания температуры, голод из-за вечных диет или, может быть терзания, что вы не придерживаетесь этих диет, а впрочем, это уже психологическая причина.

Но, как известно, все в природе взаимосвязано.

Условно, физиологический стресс по причинам воздействия можно разделить на 4 основные группы:

  1. Стресс химический. Возникает под воздействием химических веществ, вызван повышением уровня угарного газа во вдыхаемом воздухе и т.д.
  2. Стресс биологический. Возникает вследствие заболеваний.
  3. Стресс физический. Это упорные тренировки на пределе организма, порой изнуряющие, часто чрезмерные.
  4. Стресс механический. Возникает при повреждении целостности организма (оперативное вмешательство, травма).

Стрессы воздействуют на организм человека по-разному, и по такому принципу их подразделяют на:

  1. Дистресс. Условно описывается как неблагоприятный стресс, что является не совсем справедливым определением, так как, в свою очередь, дистрессы подразделяются на:
    • вредоносные (изнурительные тренировки, переохлаждение, перегрев);
    • мобилизующие (состязания, конкурсы, обливания холодной водой).
  2. Эустресс. Это положительный стресс, вызванный переживанием приятных событий.

Процесс развития

Рассмотрим, в чем заключаются физиологические основы стресса и что лежит в его основе. Схема развития физиологического стресса довольна проста:

  • тревога;
  • адаптация
  • истощение.

Каков сценарий развития физиологических проявлений ситуации, которую человеческий мозг распознает как опасную? Иными словами, упала первая фишка домино, кора головного мозга восприняла сигнал окружающей среды об опасной ситуации, и вот что происходит дальше:

  1. Из коры головного мозга сигналы об опасной ситуации устремляются в гипоталамус. Это небольшой, но крайне важный участок головного, а точнее, продолговатого мозга, который содержит большое количество скопления клеток, являясь высшим центром управления эндокринной и вегетативной нервной системы.
  2. Затем в функционировании вегетативной нервной системы происходят некоторые сдвиги. Сначала осуществляется нарастание активности симпатического отдела вегетативной нервной системы, что проявляется как физиологические симптомы стресса:
    • тахикардия, или учащение сердцебиения;
    • выброс в кровоток гормона адреналина, если человек переживает страх, либо норадреналина, если испытывает гнев;
    • сокращение мышц становится более интенсивным, и возникает напряжение мышц;
    • за счет спазма сосудов периферии кожные покровы приобретают бледную окраску, возможно появление холодного пота.

    Если физиологический стресс продолжает воздействие, то при снижении лимита адаптационной энергии, при «слабом» типе высшей нервной деятельности, включаются в работу парасимпатические отделы вегетативной нервной системы, что может проявляться как следующие физиологические симптомы: общая слабость, быстрая утомляемость, снижение артериального давления, снижение мышечного тонуса, расстройство желудочно-кишечного тракта.

  3. Активация гормональных механизмов, за открытие которых Ганс Селье был удостоен Нобелевской премии. Происходит выработка так называемых антистрессовых гормонов путем активации коркового слоя надпочечников. Эта реакция, так же как и предыдущая, запускается гипоталамусом, однако значительно отличается. Глюкокортикоиды усиливают все обменные процессы организма, появляются следующие физиологические симптомы: при стрессе повышается уровень глюкозы в крови, воспалительные процессы подавляются, снижается чувствительность организма к боли — в целом организм приспосабливается быстрее и лучше к требованиям окружающей среды.

Источник: https://trepuzec.ru/stress/fiziologicheskij-stress-prichiny-proyavleniya-i-znachenie.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.